Откатные ворота представляют собой простую прочную самонесущую конструкцию, которая легко сдвигается на роликах в сторону строго вдоль забора при помощи ручного или автоматического привода. При этом экономится место на участке и проезд не ограничен по высоте. Сделать откатные ворота своими руками несложно, если соблюдать правила техники безопасности и учитывать основные требования к процессу сборки и монтажа.
Требования для установки ворот откатного типа
- Свободного пространства вдоль ограждения должно быть достаточно для полного отката створки (с запасом) и 400-500 мм вглубь участка.
- Калитка не должна мешать движению. Есть два удобных решения: калитка устраивается с противоположной откату стороны или встраивается в общую конструкцию. Основной недостаток второго варианта – высокий порог, который может усложнить проход детям и пожилым людям.
Преимущества откатных ворот
- Компактность. Экономия пространства, площади участка и зоны въезда – они отъезжают вбок. Машину можно ставить прямо возле откатных створок.
- Устойчивость конструкции. Основная нагрузка приходится на железобетонный фундамент, который возводится прочным и надежным.
- Независимость от погодных и климатических условий. Сугробы и заносы для них не проблема.
- Бесшумность (относительная). Плавный и тихий ход не доставит дискомфорта.
- Нет ограничений проезда автотранспорта по высоте. Проем свободен от несущих элементов.
- Простой монтаж откатных ворот и легкость обслуживания. Достаточно регулярно чистить механизм.
- Эстетичность. Внешний вид современный и презентабельный, большой выбор материалов обшивки по цвету, фактуре, декору.
- Высокий уровень прочности и долговечности.
- Безопасность. Даже при порывах ветра створка не распахнется и не повредит автомобиль. Возможность приспособить эффективные устройства для безопасности. Фотоэлемент предотвратит закрытие створки, при возникновении препятствия (человека, животного, автомобиля). Датчик движения же обеспечит открывание при приближении машины на определенное расстояние.
- Ремонтопригодность. Любой элемент каркаса и обшивки владелец может заменить самостоятельно.
- Раздвижные ворота обладают высоким уровнем взломостойкости. Конструкция выдержит и таран машиной.
Недостатки
- Высокая парусность. При этом способность противостоят сильному, порывистому ветру.
- Необходимо свободное пространство от насаждений и декора на величину большую длины каркаса.
- Нужна постоянная очистка роликового механизма от грязи, пыли, листвы, снега.
- Стоимость выше, чем для других типов, за счет необходимости возведения специального фундамента.
- Выдвижные ворота сложно устанавливать при рельефе с уклоном в сторону участка или отката, где ограждение непрямое, а сложной конфигурации.
- Створка не должна провисать и отклоняться от вертикали. Так нагрузка на роликовые тележки будет неравномерной и приведет к поломке механизма.
Сфера применения
Ворота такого типа чаще всего устанавливаются там, где необходимо создать широкий въезд для автотранспорта любых габаритов на территорию частных домов и дач, охраняемых стоянок или автосервисов, промышленных и коммерческих предприятий, складов и воинских частей.
Устройство откатных ворот
Створка, удлиненная «противовесом» с направляющей балкой, приваренной к стальному каркасу, движется по двум роликам (за пределами проема). Длина «противовеса», который и опирается на ролики, принимается равной половине ширины проема. Например, для изделий 4 м, общая длина каркаса будет равна 6 м, где 2 м – это и есть противовес.
Ролики держат навесу всю конструкцию, испытывая при этом основные нагрузки. Поэтому им необходимо надежная опора – прочный железобетонный фундамент, в который при заливке закладывается стальной швеллер. Остальные комплектующие не несут силовых нагрузок, они не дают полотну раскачиваться. Для того чтобы изготовить и смонтировать консольные откатные ворота своими руками, нужно все работы выполнить поэтапно.
Установка откатных ворот (пошаговая инструкция)
Этап №1. Подготовка.
До начала монтажных работ необходимо:
- Расчистить место для строительства.
- Снять почвенный слой.
- Выровнять участок.
- Разметить опорную площадку, разбить основные и вспомогательные оси сооружения. Для указания осей используют деревянные колышки и арматуру длиной около 1 метра. Их забивают в грунт после проверки совпадения диагоналей полученного прямоугольника. Над землей они должны торчать на 200-300 мм, чтобы можно было натянуть шпагат между ними.
- Выполнить подробные чертежи каркаса и фундамента со спецификацией.
- Заготовить необходимые материалы, фурнитуру и инструменты.
Этап №2. Земляные работы.
На этом этапе выкапываются приямки и траншея под фундамент столбов и роликовых опор на глубину ниже уровня промерзания грунта (1.2-1.5 м, в зависимости от региона строительства).
Обе опоры должны быть связаны одним фундаментом, так они будут параллельны друг другу при возможном смещении. Он должен быть шириной 400-550 мм и длиннее противовеса створки на 20-30 см. Его участок под опоры необходимо выполнить немного шире их сечения. Так будет удобнее вести кладку первых рядов.
Для автоматических ворот на этапе возведения фундамента и опор в земле прокладываются электрические кабели. Вне проезда их укладывают в гильзе из гофротрубы, под проездом – из пластиковой водопроводной трубы на глубине более 70 см.
Этап №3. Устройство фундамента.
- Трамбовка со щебнем дна приямков или устройство песчаной подушки.
- Установка опалубки. Важно получить ровные, строго вертикальные боковые грани, без расширения кверху. Так монолит не будет выдавливаться из грунта при его сезонном пучении.
- Монтаж арматурного каркаса (стальные стержни ф14 –16 нужно вязать проволокой в каждом пересечении) с закладной.
- Крепеж металлоконструкций перед бетонированием. Их устанавливают вместе с каркасом фундамента:
- Сердечники кирпичных колонн из стальных труб (80х80х4 или 100х100х4 мм). Они нужны для усиления каменных столбов. Их размер – высота столба плюс 900 мм. Так сердечники будут под защитой слоя бетона в земле и козырьком над кладкой. Вертикальность нужно проверять отвесом или гидравлическим уровнем. Второй вариант – «П»-образные металлические опоры (100х100х4 или 80х80х4 мм). Можно в каркас вставить одну трубу, а вторую приварить позже.
- Швеллер горячекатаный №20; №22; №24 с приваренными к нему участками арматуры ф12 с загнутыми концами. К этому закладному элементу позже будут приварены основания роликов и механизма отката. Поэтому швеллер, длиной не менее половины ширины проема, устанавливается впритык к опорам и надежно закрепляется в траншее. Он не должен сместиться при бетонировании. Для нормального движения створки его верхняя грань должна получиться на одном уровне с поверхностью покрытия проезда. Допустимый зазор от его верха и нижней грани каркаса – 100 мм минимум. Этот размер можно увеличить при помощи регулировочной площадки.
- Бетонирование.
Приямки и траншея заполняются бетоном М200. Его можно сделать самостоятельно, соблюдая пропорции: на 1 кг цемента М500 понадобится песка – 2 кг; щебня – 3,5 кг и воды – 20% от объема.
Все бетонные работы необходимо производить при положительных температурах воздуха, с применением вибратора, для исключения появления пустот, которые понижают прочность фундамента. Бетонную поверхность нужно выровнять заподлицо с закладным швеллером, разгладить, укрыть от прямых солнечных лучей и увлажнять первые дни. Так не появятся трещины. Затем фундаменту необходимо дать выстоятся минимум неделю, а лучше две, до продолжения работ. В течение 28 дней бетон набирает прочность. В это время по нему лучше не проезжать на тяжелых механизмах.
Этап №4. Возведение опорных стоек.
Столбы можно соорудить кирпичные, бетонные, металлические или из дуба. Кирпичные опоры лучше возводить с металлическим сердечником внутри из облицовочного кирпича на цементно-песчаном растворе М100. На каждый столб нужно предусмотреть по три закладных на стороне отката. В их качестве используются уголки 50х50х5 или лист 150х150, толщиной 8 мм с арматурой ф8, приваренной к уголку и металлическому сердечнику. Места первых закладных – третий ряд кладки.
Этап №5. Изготовление створки откатных ворот
- Сварить силовой и вспомогательный каркас, к которому будет крепиться полотно из профнастила или другого выбранного материала(для придания конструкции дополнительной жесткости). Несущий каркас сваривается из труб 60; 80х40х2 мм, вспомогательный, ребра жесткости – из труб 20;40х20х2 мм. Меньшее сечение внутренних элементов каркаса позволяет «утопить» профлист, при обшивке полотна с двух сторон.
- Для опоры створки на роликовые каретки в стороне от проезда, сварить противовес длиной в половину ширины проема.
- К нижнему силовому элементу прихватками с двух сторон шагом 600 мм прикрепить направляющий рельс. Сплошной шов недопустим. Рельс не должен утратить геометрию. Это повлияет на легкость отката.
- Швы зашлифовать, раму очистить, обезжирить, загрунтовать и окрасить.
- Для установки автоматики, к каркасу при помощи болтов прикрепить универсальную зубчатую рейку (или цилиндры с резьбой под ее крепление), длиной от 1 метра более длины проема. К наплавляющему рельсу рейку крепить запрещено, чтобы избежать деформации. Длина ее на 1 метр больше ширины проезда для сцепления с шестеренкой привода. Сдвижные ворота без автоматики со временем можно будет автоматизировать.
- Обшить полотно.
- Легкая. Это профлист, поликарбонат, сетка, «евроштакетник», 3D, дерево. Самый популярный из них профлист, окрашенный в тот же цвет, что и полотно, крепится на саморезах, имеющих стальную шайбу и резиновую прокладку. Полотно получается жестким, прочным и нетяжелым. Противовес можно не зашивать, он не виден в проеме. Сендвич-панели – 2 стальные пластины с полиуретаном между ними, обрамленные алюминиевым профилем, изготавливаются на заводе по передовым технологиям. Такая обшивка легкая, гасит уличный шум и легко монтируется.
- Тяжелая. Это кованые элементы, доска, металлический квадрат, проч.
Этап №6. Сварка нащельников.
Трубы 60х40 мм для крепления фурнитуры привариваются к закладным на опорах.
Нащельник над фундаментом для роликовых кареток выполняется с вырезом для установки верхних роликов с пластиной. Верх второго – заваривается для защиты от осадков.
Этап №7. Установка фурнитуры:
- Направляющей из прочной стали, без окалин и раковин. От этого зависит тихий и плавный ход всей конструкции.
- Роликовых опор с металлическими или пластиковыми обоймами подшипников. При заведении роликов в направляющую нужен зазор в 2 мм, чтобы точно попасть в улавливатели. Створки должны закрыться полностью. Опоры крепятся на швеллер на максимальном расстоянии друг от друга, в стороне от проема. Их устанавливают с монтажными регулировочными пластинами или без них при помощи гаек.
- Верхней пластины с роликами с пластиковым или резиновым покрытием, для контроля траектории верхнего элемента каркаса.
- Накатного ролика внутри направляющей (на пластине и болтах) металлического или из полимера для плавного наката на полочку нижнего фиксатора. Выбор зависит от веса створки.
- Нижнего и верхнего фиксаторов. В закрытом положении ворот нижний их угол не сместится, а верхний не будет болтаться при сильном ветре. Расположение фиксаторов проверяется при закрытой створке, затем они привариваются к нащельнику.
- Резиновых заглушек для защиты торцов рельса от грязи и пыли.
После монтажа выполняется окончательная регулировка опорных роликов и фиксаторов.
Этап №8. Установка автоматики на откатные ворота.
- Привод.
- Устройство управления (пульты дистанционного управления).
- Зубчатая рейка.
Монтаж привода несложно сделать самому на закладной швеллер между роликовыми каретками на отрезках труб с основанием на них. По простой типовой схеме подключается сам привод, сигнальная лампа и сканер проезда, что повышает уровень безопасности. Фотоэлементы монтируются на опорные столбы или нащельники на высоте 60 см над дорожным покрытием. Так они «увидят» пешеходов и капот машины, не скроются под сугробом. Между парными датчиками не должно быть преград. Сигнальную лампу ставят так, чтобы ее было видно со всех сторон.
]]>